Любимые семейные игры. Часть 2

Однажды я уже писала про наши игротеки в кругу семьи. За прошедшее время мы опробовали множество новинок, и сейчас пришло время рассказать про новые семейные хиты. К сожалению, в обзор попали далеко не все достойные игры, поэтому продолжение обязательно следует.

За пятью печатями

Неожиданно исчез Архимаг, хозяин таинственной Башни Магии. Его верные вассалы недолго горевали: началось разграбление сокровищ Башни и борьба за титул нового верховного правителя. Ничего нового и оригинального, и все же я люблю игры про волшебство и магию. Наверное, потому, что в моем детстве не было ничего в жанре фэнтези, кроме «Волшебника Изумрудного города». Или потому, что фэнтезийный сеттинг отлично подходит для семейных игр.

К этой игре я начала присматриваться сразу после анонса. Игровой движок на кубиках, превосходное оформление — надо брать :). Арт в игре действительно очень яркий и красочный. Пять волшебников изображены в несколько «мультяшном» стиле, каждого сопровождает питомец-фамильяр.

five-seals

Маги и фамильяры

Игровое поле тоже выглядит красиво и не совсем обычно. Оно собирается из шести частей в разных комбинациях в зависимости от числа участников. Чем больше игроков — тем больше комнат Башни Магии придется взломать в надежде стать новым Архимагом. Единственный недостаток оформления — места на игровом поле, предназначенные для размещения жетонов, сливаются с фоном и при плохом освещении почти не видны.

five-seals_2

Игровое поле для трех игроков

После просмотра видеообзора игровой процесс показался очень простым, и все же первая партия поставила меня в тупик. Вообще-то мне нравятся игры с кубиками, где участники выполняют действия, составляя комбинации из выпавших значений. Подобная механика использована в моей любимой «Alien Frontiers», и там я всегда могу контролировать происходящее: практически любые выпавшие значения могут принести пользу, нужно только выбрать лучшую комбинацию. В игре «За пятью печатями» все совсем не так предсказуемо. Во-первых, доступно всего одно действие — сломать печать в пределах досягаемости и встать на ее место. Есть печати-жетоны, которые только загораживают проходы к комнатам, и печати — свитки заклинаний, которые дают дополнительные возможности и приносят очки в конце партии. В начале игры все начинают пробираться к комнатам со свитками, но если на кубиках выпадают «единицы» и «двойки», преуспеть будет тяжело. Еще бывает обидно, когда доберешься до свитка, но не можешь его забрать и вынужден пойти сломать более слабую печать, а кто-то тем временем пользуется ситуацией и получает твою честно заработанную добычу. В таких ситуациях могут помочь питомцы-фамильяры, но их возможности тоже ограничены. Правда, собрав несколько свитков, уже можно влиять на игровой процесс и создавать интересные комбинации.

В игре участвует одна основная колода свитков заклинаний и одна из четырех дополнительных колод на выбор. Это делает игровой процесс достаточно разнообразным: хочешь простой игры — выбирай магию могущества, взаимодействия между игроками — магию раздора, большей свободы на игровом поле — магию движения. Так что на самом деле игра оказалась простой, но неглупой и совсем не такой хаотичной, как мне показалось в начале первой партии.

В общем, «За пятью печатями» — красивая и необычная семейная игра. Детям обязательно понравится оформление, взрослым — поиск наилучших тактических решений. Главное — в начале партии раздобыть хотя бы пару полезных заклинаний.

CV (Ход жизни)

Эту игру я приобрела на распродаже еще до того, как на нее появились первые отзывы. Во-первых, сразу понравились картинки. Во-вторых, дети часто просили сыграть в скучную «The Game of Life«, и я решила купить что-то с той же тематикой на замену. Неожиданно покупка превзошла все мои ожидания. Это тот редкий случай, когда игра оказалась скрытым хитом :D.

Здесь нам предстоит выстроить жизненный путь человека, только вступившего во взрослую жизнь. В игре три периода и три соответствующие им колоды карт: молодость, зрелость и старость. Детство осталось позади, но не прошло бесследно: перед игрой участники получают по три карты детства и по одной карте жизненных целей, достижение которых принесет в конце дополнительные очки. Также в игре есть несколько общих целей, за достижение которых будет вознагражден самый успешный игрок.

cv

Ход игры

В свой ход игрок бросает симпатичные кастомные кубики и в зависимости от выпавших символов может взять одну или две доступные карты (добавить их к своему жизненному пути). Символов на кубиках всего 6: здоровье, знания, отношения с людьми, деньги, счастье, неудача. В верхней части карты указаны символы, необходимые для ее приобретения, в нижней части — получаемый бонус. Если игроку не понравились выпавшие символы, он может перебросить любое количество кубиков 2 раза (но нельзя перебрасывать символы неудач).

cv_3

Кубики

Карты жизненного пути бывают нескольких типов: карты здоровья, знаний, отношений, работы, имущества и одноразовые карты событий. Полученную карту игрок помещает перед собой в стопку других карт того же типа. Карта, лежащая наверху стопки, дает указанный на ней бонус: это могут быть дополнительные символы для покупки новых карт, дополнительные кубики, победные очки и многое другое. Интересно, что бонусы выглядят вполне правдоподобно: ребенок приносит счастье, но требует наличия денег, психотерапевт позволяет перебросить символ неудачи и т.д. Если во время своего хода игрок набрал 3 символа счастья — он может взять любую карту на свой выбор. И наоборот, при 3 символах неудачи в жизни человека происходит несчастье — нужно сбросить одну из карт сверху стопки.

cv_2

Curriculum vitae

В конце игры участники получают победные очки в зависимости от накопленных на жизненном пути карт: за наборы из карт здоровья, знаний и отношений — по таблице в правилах, за карты недвижимости — указанное в бонусе карты значение. Карты работы не приносят победные очки, зато позволяют достичь различных жизненных целей. Способ начисления очков для каждой цели указан внизу на ее карте. Но подсчет победных очков — не единственный приятный момент. В конце партии мы имеем вполне убедительные биографии наших персонажей :).

На первый взгляд все ясно, и все же сложность игры скорее выше средней. Попытка сыграть с гостями заняла более двух часов, причем в свой ход гости «зависали» и не могли определиться с выбором. Правда, к концу все более-менее разобрались, что от них требуется, и началась недетская борьба за самые выгодные карты.

Должна сказать, что семейные игры с полем мне нравятся больше карточных, но к CV это не относится. CV — прекрасная семейная настолка с достаточно серьезным игровым процессом. Вначале игра может показаться немного сложной, но она настолько хороша, что в ней стоит разобраться.

Steam Park

Планета Шелезяка. Полезных ископаемых нет. Воды нет. Растительности нет. Игроки — владельцы луна-парков в стиле стимпанк, которые прилетели сюда, чтобы развлечь уставших от трудовых будней роботов. Победителем станет тот, чей парк получит к концу игры наибольшую прибыль.

Перед началом каждый игрок получает стартовую площадку для строительства парка, шесть кастомных кубиков, свинью-копилку для сохранения результатов, карты тайных целей — и понеслось.

steam-park

Стартовый набор игрока

Партия длится шесть раундов.Каждый раунд разделен на четыре этапа: броски кубиков, подсчет текущего загрязнения парка, выполнение действий, получение дохода. Теперь более подробно.

Первым делом в начале каждого раунда игроки одновременно бросают кубики с символами действий. Всего на кубике есть пять полезных значков (убрать в парке, построить горку, построить палатку, пригласить посетителя, сыграть карту цели) и пустая грань, которую нужно избегать. Нужные значения откладываются на свинью-копилку, остальные кубики перебрасываются. Количество перебросов не ограничено, и все же лучше поспешить: как только игрок получил нужный результат, он хватает жетон очередности хода. Жетоны с номерами 1 и 2 позволяют избавиться он мусора в парке, тогда как жетон последнего игрока только добавляет грязи. Когда все жетоны, кроме последнего, разобраны, оставшийся игрок может сделать три последних броска.

Следующий этап — подсчет текущего загрязнения. Видимо, вода и растительность кое-где сохранились на этой планете, и роботы очень трепетно относятся к охране окружающей среды. За каждый символ грязи на кубиках и за каждого посетителя в парке игрок получает по одному жетону загрязнения. Сразу же учитываются свойства жетонов очередности хода: первый игрок может сбросить 4 жетона загрязнения, игрок №2 — 2 жетона, игрок №3 не получает ни бонусов, ни штрафов, последний игрок берет 2 дополнительных жетона загрязнения. Грязный парк — это большая проблема: в конце придется заплатить штраф в зависимости от уровня загрязнения. А тот, кто намусорил к концу игры на 30 жетонов и больше — проиграл и изгоняется с планеты безвозвратно.

Теперь игроки по очереди выполняют действия в соответствии с символами на их кубиках:

  • Две метлы позволяют скинуть два жетона загрязнения.
  • Инструменты используются, чтобы построить новую горку. Горки бывают шести цветов и трех уровней (соответственно, они требуют 1, 2 или 3 символа инструментов для постройки). Горки разных цветов не могут соприкасаться друг с другом, и наоборот, горки одного цвета должны пристраиваться одна к другой.
  • Робот позволяет пригласить на горку посетителя: для этого мы должны вытащить из мешочка фигурку робота того же цвета, что и горка. Роботы занимают места на аттракционах и не покидают их до конца игры, принося нам деньги каждый раунд.
  • Шатер нужен, чтобы построить одну из палаток, дающих дополнительные возможности: охрана и справочная облегчают привлечение посетителей, казино позволяет перевернуть кубик любой гранью, туалет помогает сделать парк чище (зачем роботам туалет?!), промоакция дает возможность пригласить больше роботов. Как и горки, палатки не должны ни с чем граничить, а одинаковые палатки пристраиваются одна к другой.
  • Угольная куча с воткнутой лопатой дает возможность сыграть карту тайной цели и получить указанную на ней сумму денег.

Также мы можем расширить наш парк, пристроив дополнительную площадку за любой символ на кубике (но не за пустую грань). Расширять парк придется обязательно, так как между строениями нужно оставлять проходы, и место очень быстро заканчивается. Таким образом, наши парки становятся все больше и красивее с каждым раундом.

steam-park_2

Такие разные паропарки

В завершение раунда игроки получают по 3 монеты за каждого находящегося в парке посетителя. В конце партии игроки платят штрафы за накопившиеся жетоны загрязнений. Победителем становится самый богатый игрок.

Популярность кубиковых игр набирает обороты, и все же Steampark — это нечто особенное. Кроме необычной тематики создания парка аттракционов игра уникальна своей трехмерностью. Практически та же механика могла быть реализована с помощью жетонов или карт (как, например, в CV). Но здесь мы имеем дело с чудесными трехмерными фигурками, нарисованными художницей Marie Cardouat, и в конце партии получаем симпатичный луна-парк. Кроме того, игра простая, быстрая и практически бесконфликтная: каждый строит свой собственный парк. Правда, другой игрок может забрать нужное строение, но такое случается редко. Единственный спорный момент — неограниченные возможности для читерства. Никто не следит, действительно ли игрок выбросил подходящие символы, или просто повернул кубики нужной стороной, да и вытягивать посетителей из мешка можно по-разному. На самом деле я не думаю, что это серьезная проблема. Как правильно написано в правилах Тайного послания, «меньше надо общаться со всякими подлецами».

Istanbul (Стамбул)

В этой игре мы выступаем в роли в купцов и попадаем на настоящий восточный базар. На мой взгляд, Istanbul выглядит по-восточному роскошно. Красивые изображения на тайлах, необычные тачки для товаров, ярко-красные рубины — игра оформлена превосходно. Правда, нужно быть внимательными с наклейками. Я перепутала жетоны купца и его помощников, а они, как выяснилось, отличаются по толщине. К счастью, на игровой процесс это никак не влияет.

Игровое поле состоит из 16 тайлов — 16 мест на базаре. Посещение каждого места приносит определенные товары, деньги или другие бонусы, а самое главное — рубины. Никаких абстрактных победных очков: кто первым набрал заданное количество рубинов — тот и победил. И это правильно: зачем купцу ПО? Рубины, рубины давай!

Купцу собственноручно работать не с руки — для этого за ним всегда следуют помощники. Так они и перемещаются по базару в виде стопки жетонов: сверху — жетон купца, под ним — жетоны помощников. Если мы хотим использовать какое-либо место на базаре — нужно оставить там своего помощника. Когда жетоны помощников заканчиваются, нужно вернуться назад и собрать их, или просто встретиться с помощниками у городского фонтана.

istanbul

Так выглядит базар во время игры

В зависимости от взаимного расположения тайлов игра может становиться проще или сложнее: получил товар и тут же его продал, или отправился за прибылью на другой конец базара. В правилах есть несколько вариантов раскладки: «Короткий путь» — для обучения, «Длинный путь» и «По порядку» — для опытных игроков, а также допускается случайная раскладка. Правда, у «Короткого пути» есть недостаток: зарабатывать рубины можно, перемещаясь туда и обратно между соседними тайлами. Получается почти как в Шакале, где таскаешь монеты по одной и той же протоптанной дорожке. Правда, никто этим читом у нас не пользуется — слишком скучно. Отправить в участок проходящего мимо чужого родственника намного веселее.

istanbul_2

Два читерских маршрута: берем товары на черном рынке и несем во дворец султану; выигрываем деньги в чайхане — тратим на рубины у ювелира

На мой взгляд, Istanbul — идеальная семейная игра. По ощущениям это более модная и современная родственница таких классических евроигр, как Сантьяго-де-Куба. Не знаю, как быстро пройдет увлечение, но пока играем постоянно. Единственный досадный момент — семья никак не соглашается опробовать похожую Five Tribes. Как только дело доходит до объяснения правил, говорят: «Это похоже на Стамбул», — и тут же требуют сыграть в Стамбул.

Alchemists (Алхимики)

Игру Alchemists, как и нашу любимую Dungeon Petz, можно отнести к семейным с большой натяжкой: объяснить правила в двух словах не получится. Но пройти мимо этой игры мы никак не могли. Во-первых, сразу привлекли картинки в духе Плоского мира.

alchemists

Интересно, в Незримом Университете есть предмет зельеварение?

Во-вторых, игра по описанию и оформлению напомнила Dungeon Petz. В ней тоже используется механика размещения рабочих, и оформление выполнено тем же художником. Как и в Питомцах, игровое поле здесь — маленький шедевр: каждая картинка — это сюжет из жизни города, очень похожего на Анк-Морпорк.

alchemists_2

Игровое поле для двух-трех игроков

Сюжет игры: в погоне за богатством и славой некие алхимики обзавелись новыми котлами и взялись за изготовление разнообразных зелий. Первые зелья приходится варить методом проб и ошибок, попутно расшифровывая алхимические формулы ингредиентов, чтобы в дальнейшем получать более предсказуемый результат. Интересно, что в игровом процессе используется планшет: навел камеру на два ингредиента — специальное приложение показало готовое зелье. На основании полученных результатов игроки делают отметки на листах дедукции, пытаясь определить формулы использованных ингредиентов.

alchemists_3

Алхимическая лаборатория игрока. Вверху — котел с двумя ингредиентами

Описание правил придется пропустить, так как они достаточно объемные. Сразу перейду к впечатлениям. Несмотря на разницу в тематике и игровом процессе, по ощущениям игра близка к Dungeon Petz. Кроме внешнего сходства у них много общего в изложении правил, и опыт разбора правил Dungeon Petz очень помог вникнуть в правила Alchemists. Самое важное отличие между этими играми: механика размещения рабочих в Dungeon Petz является основой, а в Alchemists — вспомогательным инструментом. Основа Alchemists — это построенное на логике смешивание зелий и расшифровка формул ингредиентов. Доступны другие действия, но если сам процесс зельеварения не привлек — игра теряет смысл. Что касается непосредственно воркерплейсмента, конкуренция тут ниже, чем в Питомцах. Самое узкое место — продажа зелий, но в игре достаточно возможностей и информации о планах соперников, чтобы не идти туда впустую. Еще Alchemists сложнее, чем Dungeon Petz, играется дольше двух часов, и на картах есть английский текст. Зато каждый раз, когда варишь зелье, ждешь результат с замиранием души. Кстати, после первой же партии все становится простым и понятным: доступных действий всего 8 + одно в финальном раунде, и все они выполняются в очень логичной последовательности.

Alchemists — красивая и интересная серьезная игра. Когда после первой партии я спросила детей о впечатлениях, они в один голос сказали: «Круто!» Такое же чувство мы испытали после первой партии в Dungeon Petz. Особую магию добавляет использование планшета. Я рада, что в этот раз ожидания полностью оправдались.

Краткие итоги. На мой взгляд, Istanbul и Steam Park станут украшением любой семейной коллекции. CV тоже входит в список must have, хоть на первый взгляд и не сверкает так ярко. «За пятью печатями» и Alchemists, скорее всего, приживутся не у всех. И все же их наверняка стоит попробовать.

В заключение еще несколько игр, к которым я не испытываю настолько сильные чувства, чтобы включать в обзор. Тем не менее мы постоянно достаем их с полок.

Повелитель Токио

king-of-tokyoНародная забава «Царь горы» в мультяшном антураже. Сначала эта игра никому в нашей семье не приглянулась. Сыграли пару раз с сыном — на двоих вообще никак. А недавно нам с мужем представился случай сыграть в компании взрослых людей. Понравилось, решили повторить дома с детьми. Теперь это наш семейный хит №1 :). Дети быстро поняли, что «тут не думать, тут трясти надо», и партии проходят очень весело. Единственный минус — нужно как минимум 4 игрока.

Токайдо

tokaidoИгра-путешествие по Японии. Замечательное оформление нравится всем женщинам от мала до велика. Сами раскладываем редко, зато с удовольствием играем в компании гостей.

Indigo

indigo

Простая и красивая абстрактная игра. Прокладываем пути, собираем разноцветные камешки. Новичков «цепляет» — обычно играем несколько партий подряд, хотя я больше люблю ее динамичную родственницу Tsuro.

Голливуд

hollywood

Несмотря на название, нравится даже тем, кто вообще не включает телевизор. Из всех известных  мне настолок с использованием драфта Голливуд лучше всего подходит для игр в кругу семьи.

Должна сказать, что Токайдо, Индиго и Голливуд — это три кита, на которых держатся наши игротеки с гостями. Недавно попыталась добавить в этот список CV — не получилось, слишком сложно.

Мистериум

mysteriumИнтересная и необычная игра, кто бы что не говорил. Нравится детям, сын у нас  — бессменный «призрак». Привлекла идея использования Диксита в качестве карт снов. Хотя мне все же хотелось бы чего-то по-настоящему детективного. Задумываюсь о покупке Mystery of the Abbey.

Предыдущая статья по теме:
Любимые семейные игры. Часть 1

Опубликовано в Настольные игры
Метки: , , , , , ,
2 comments on “Любимые семейные игры. Часть 2
  1. Ирина:

    Давно хотела спросить, а сейчас и комментарии заодно проверю))) А вы играли в Сантьяго-де-Куба? Вроде бы у Сантьяго-де-Куба и Istanbul есть некий элемент подобия, но я нигде не встречала отзывов, что и по ощущениям эти игры схожи и вот терзает вопрос — стоит ли приобретать Istanbul, если в коллекции уже есть Сантьяго-де-Куба…

    • Елена Елена:

      Да, играли. Да, стоит. «Сантьяго-де-Куба» и Istanbul — евроигры с простыми правилами, близкие по теме, но механики у них совершенно разные. «Стамбул» более интересный и мозголомный за счет составного поля, и очень красиво оформлен. На мой взгляд, если нравится «Сантьяго-де-Куба», обязательно понравится и «Стамбул».

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*