Эта статья — результат обсуждения с дочкой, во что лучше сыграть с друзьями. Я попыталась составить список игр, которые можно предложить в большинстве компаний. Основные критерии: простые правила, короткое время партии, неглупый игровой процесс и нейтральная тематика — никаких зомби, танков или совсем уж детских игр. Личные предпочтения отодвинуты на второй план, но о них я обязательно скажу несколько слов. Незнакомым с настолками людям хватило бы и колоды игральных карт, но я выступаю за красоту и разнообразие.
После долгих раздумий я исключила из списка компанейские игры на угадывание слов, ловкость, реакцию и со скрытыми ролями. За исключением безотказного Диксита, они не являются универсальными: где-то нельзя шуметь, кто-то не согласен с ролью предателя, кому-то кажется глупым изображать пантомиму / рисовать каракули / хватать тотем на скорость. В результате все игры из списка — не развлечения для шумной компании, а замена простым карточным играм.
10-е место — Купи слона
В общих чертах, это аналог карточной «Верю — не верю». В этой версии добавлены джокеры и спецкарты, хотя игровой процесс они почти не меняют. На первый взгляд ничего привлекательного, и все же она тихо-незаметно лидирует в нашем списке сыгранных с гостями партий. Интересно, что основанные на аналогичной механике Заврики и их дальний родственник Тараканий покер давно забыты, а играть в «Купи слона» по-прежнему весело. Мне кажется, тут вполне применимо крылатое выражение «Лучшее — враг хорошего»: авторы не стали радикально менять и дорабатывать народную механику. Подходящий сеттинг, симпатичное оформление — и в результате получился приятный филлер.
9-е место — Маленький принц
Игроки на протяжении 16 раундов составляют планеты из 16 частей. В конце игры в зависимости от того, кто и что находится на построенных планетах, начисляются победные очки. После покупки я никак не могла понять, за что эту игру так хвалят, но позже изменила мнение к лучшему. Процесс создания планет достаточно приятный, и партии длятся как раз столько, чтобы игроки не успели заскучать. Конечно, 90% успеха — в отличном оформлении: замечательные рисунки Экзюпери, крупные и приятные на ощупь тайлы. Для сравнения на ум приходит еще одна игра с персонажами детской книги: Tea Time по мотивам «Алисы в стране чудес». Мне кажется, по сложности и увлекательности это игры примерно одного уровня. Если бы в Tea Time были более привлекательные картинки, в нее можно было бы играть с не меньшим удовольствием.
8-е место — Тайное послание
Толпа воздыхателей пытается передать любовное письмо оказавшейся в заточении принцессе. Немного спорный пункт списка. Тема игры и необычные правила вызывают настороженность у ненастольщиков. Когда-то я подарила эту игру на Новый год всем друзьям. В результате в нее так никто и не сыграл — показалось слишком сложно. Теперь я начинаю объяснение правил со слов: «В ходе игры у вас на руках одна карта. В свой ход вы берете еще одну, и тут же разыгрываете какую-то из этих двух карт». В самом деле, разве может игра быть сложной, если на руках всего одна или максимум две карты? В общем, стоит преодолеть момент разбора правил, и все играют с интересом. Единственное, хочется такую же игру в другом антураже. Принцесса и поклонники выглядят изящно и всем меня устраивают, но другим кажутся скучными. Похожая игра в фантастическом сеттинге «Тайное наследие» у нас не выстрелила. К счастью, есть надежда на переиздание в мире Средиземья.
7-е место — Перудо
С этой позиции начинаются игры, в которые я сыграю с удовольствием, а не только чтобы развлечь гостей. Перудо — своеобразный аналог «Верю — не верю» на кубиках. Перед игрой все получают 5 кубиков и стакан. Во время раунда игроки бросают кубики и накрывают их стаканом, чтобы скрыть результаты от других. Ход передается по кругу. Первый игрок называет свою ставку: число и номинал выпавших значений у всех игроков вместе взятых (например, «три двойки»). Следующий игрок должен либо повысить ставку (например, «три тройки», «четыре двойки»), либо сказать: «не верю». Если игрок не согласен, все открывают свои кубики. Если значений нужного номинала меньше, чем в ставке, выиграл тот, кто сказал «не верю», и наоборот. Проигравший лишается одного из кубиков. В игре побеждает тот, кто последним останется с кубиками на руках. Есть еще раунд Мапуто, который играется по особым правилам, но в целом тут нет ничего сложного. Что делает игру привлекательной, так это азарт: никаких полей, карточек и дополнительных действий, только броски кубиков. Заканчивается одна партия, и тут же начинается следующая, и так до бесконечности. Люблю эту незамысловатую игрулину, а дети просто в восторге: еще бы, в нее играл Уилл Тернер в «Пиратах Карибского моря». Кстати, для отдыха на природе кубики подходят лучше карт: их не сдувает ветром и не нельзя помять или испачкать.
6-е место — Квадрики
Облагороженный потомок Доббля и прочих хватательных игр. Каждому игроку выдается по одной карте с изображением забавного квадратноголового песика. Еще 30 карт выкладываются рядами — игроки будут их хватать и добавлять в свою стопку. Но здесь мы не просто ищем карты с одинаковыми изображениями, а строим логические цепочки: каждая следующая карта должна либо совпадать с предыдущей, либо отличаться только по одному из пяти признаков. К Добблю добавили немного логики и времени на раздумья, и играть сразу стало интереснее. Особенно это заметно в компании детей: никто не хулиганит, не машет руками и не пытается схватить все подряд — все заняты сравнением и поиском подходящих карт.
5-е место — Как заморить червячка
Еще одна простая игра на кубиках. Дальний родственник Перудо, но без блефа и с иллюзией того, что от тебя что-то зависит . В свой ход игрок бросает/перебрасывает кубики, потом в зависимости от результатов получает или не получает бонусную плитку с червячками. Иногда есть возможность увести плитку у одного из противников. В конце игры червячки на бонусных плитках суммируются и объявляется победитель. На мой взгляд, это самый лучший кубиковый филлер: кроме бьющего через край азарта присутствует момент принятия решений, а у детей еще и тренируются навыки устного счета. Отлично подойдет, чтобы сыграть на природе.
4-е место — Семеро смелых
Игра родом из Японии, как и Тайное послание. Ее называют минималистической, потому что в ней всего 7 видов карт, но по количеству компонентов, объему правил и времени партии это обычный среднестатистический филлер. В игре участвуют герои семи классов, у каждого класса особое свойство. Задача игрока — собрать отряд из шести разных героев. Игра основана на оригинальной механике «драфт вслепую»: один игрок взакрытую запускает по кругу карту героя с учетом некоторых ограничений (например, герой с четным номером, герой с номером 3 или ниже и т.д.). Остальные игроки решают, завербовать этого героя в свой отряд или передать дальше. Интрига в том, что в отряде не может быть двух героев одного класса. При попытке повторно нанять кого-то из героев обе одинаковые карты отправляются в персональный сброс. Также можно получать подсказки и один раз за игру использовать особые свойства завербованных героев. На мой взгляд, это образцовый филлер: простая и быстрая карточная игра, включающая и блеф, и планирование, и взаимодействие между игроками. Не могу сказать, что я от нее без ума, но играть интересно.
3-е место — Археология
Задача игрока — отыскать побольше сокровищ, удачно продать их в музей и стать самым богатым археологом. В начале хода нужно «копнуть» — взять карту из колоды сокровищ. После этого можно обменяться сокровищами на рынке, исследовать пирамиду и найти там что-то ценное, продать комплекты сокровищ в музей. Карты песчаных бурь добавляют в игру элемент неожиданности, а вот карты воров мы не используем — лишние конфликты ни к чему. Игра простая, но всегда производит приятное впечатление. От себя добавлю, что Археология — моя любимая игра на сбор коллекций. В ней все максимально просто и логично, и после каждой партии хочется сыграть еще.
2-е место — Мачи Коро
Игроки становятся мэрами небольших городов. В свой ход они бросают кубик для получения дохода (привет, Колонизаторы!), потом строят различные предприятия или достопримечательности. Кто первый построил 4 достопримечательности — тот и молодец. Интересно, что в фазу получения дохода выпавший результат действует для всех участников — бывает даже так, что активный игрок не получает деньги, а наоборот, вынужден заплатить другим. Этот момент мне нравится в Колонизаторах, понравился и здесь: во время чужого хода игроки не дремлют, так как надеются получить доход. Приятная игра с необычной для филлера тематикой. Мне все в ней нравится — и тема постройки города, и стилизованные иллюстрации, и добавляющие азарта броски кубиков.
1-е место — Суши карты
Гастрономическая игра на драфт и сбор коллекций. Всем раздается некоторое количество карт. Игроки оставляют себе по одной карте, а остальные передают по кругу, пока все карты не будут разобраны. Потом в зависимости от собранных карт начисляются победные очки, и так три раунда. Я давно хотела простую игру с механикой драфта, но выбор ограничивался достаточно скучной Fairy Tale. В «Суши картах» кроме удачного игрового процесса порадовала тематика — вкусно поесть любят все без исключения. Оформление тоже замечательное — таких мимимишных картинок я давно не встречала. Отличный филлер, можно играть и играть.
В заключение назову два детских филлера. Дети уже выросли, но по сей день нежно любят эти игры. По-моему, они обязательно должны быть в любой детской коллекции.
Pig 10
«Pig 10» — игра для тренировки устного счета у детей. Участники по очереди выкладывают на стол карты с числами и изображениями свинок — героев детских сказок. Числа на картах суммируются. Игрок, который выложил такое число, чтобы получилось ровно 10, забирает все карты со стола. В случае, если сумма получилась больше 10, карточки достаются предыдущему участнику. Так продолжается до тех пор, пока не закончатся карты. Побеждает игрок, собравший больше всего карточек.
Среди игр для тренировки устного счета лидируют «Спящие королевы», а про милейшую «Свинку 10» почему-то обычно забывают. Из этих двух игр мне однозначно больше нравится «Свинка 10». Во первых, забавные свинки намного симпатичнее чудаковатых королев. Во-вторых, тематика «Спящих королев» ориентирована в основном на девочек. В-третьих, игровой процесс в «Спящих королевах» напоминает пасьянс, а в «Свинке 10» заставляет считать и думать более активно. Дети быстро выработали стратегию: если не получается набрать ровно 10 очков, нужно набрать почти 10 — тогда следующий игрок может превысить порог, и карточки достанутся предыдущему.
Монстры, марш в шкаф!
Игра для развития памяти, продвинутый вариант Мемори. В игре участвуют 20 карт монстров и 12 жетонов игрушек. На карте каждого монстра изображена игрушка, при виде которой он пугается и прячется в шкаф. Также присутствуют два усложняющих игру антиджокера и счетчик неудачных попыток — монстр Зубохвост, похожий на Рэндалла из мультфильма «Корпорация монстров», но совсем не такой страшный.
Я всегда думала, что лучшее, что можно придумать на основе Мемори — это «Сырный замок». Но Монстры оказались более изящными. Автор Антуан Боза (он же автор «Маленького принца») — мастер придумывать игры необычной тематики. Правила очень простые и партии короткие — играть можно с детьми четырех лет и младше. «Сырный замок» сложнее и серьезнее, его точно не отнесешь к филлерам. Еще мне нравится, что Монстры — кооперативная игра. В «Сырном замке» есть конфликтные моменты: например, кто-то сдвигает плитки, и чужая мышка оказывается в ловушке. В Монстрах все заодно и помогают друг другу. На самом деле от таких игр есть польза и для взрослых. Если элементы расположены рядами, я не испытываю проблем с запоминанием. Но в Монстрах жетоны выложены по кругу, и держать в голове их расположение оказалось не так-то просто.
Добавить комментарий