Цель статьи — сравнить две игры и кратко изложить правила «Alchemists». Надеюсь, это будет интересно тем, кто хочет узнать побольше об «Алхимиках» и разобраться, как в них играть. На самом деле эти игры не так уж похожи. В «Алхимиках» значительная часть игрового процесса построена на логике, такого в евроиграх я еще не встречала. Но есть и много общего. Кроме того, сравнение этих игр поможет быстро разобраться в правилах «Алхимиков».
Что в коробке?
Несколько слов о компонентах. Обе коробки наполнены доверху, составляющие выглядят безупречно. Игровые поля изобилуют множеством забавных деталей. Сразу видно, что игры иллюстрировал один и тот же художник.
Игровые поля
По сравнению с «Петсами» ширмы игроков в «Алхимиках» просто огромные. Они собираются из двух частей, сверху устанавливается котел для зелий. Приготовление зелий — самый интригующий момент: участник помещает в котел две карты ингредиентов, сканирует их специальным мобильным приложением и узнает, какое зелье получилось. На самом деле, котел неудобен. Ингредиенты часто вываливаются через щель на всеобщее обозрение, а приложение при недостаточной освещенности лучше сканирует карты на горизонтальной поверхности. Но разве это остановит настоящих алхимиков? Дети без котлов играть отказались.
Ширмы игроков
Еще один нюанс. «Петсы» занимают много места, а «Алхимики» — еще больше: два игровых поля, большие ширмы игроков. К тому же нужно сидеть на расстоянии, чтобы другим участникам не был виден экран приложения во время варки зелий. При игре вчетвером мы не поместились за стол — разложили игру на полу и расползлись по всей комнате.
Что я должен делать?
Тематика у «Dungeon Petz» и «Алхимиков» абсолютно разная. В «Петсах» участники торгуют забавными монстрами, в «Алхимиках» — соревнуются в мастерстве приготовления зелий. Но есть и общий момент — атмосферность. И в том, и в другом случае тема игры передана вполне убедительно, поэтому игровой процесс не сводится к перекладыванию жетонов, а по-настоящему увлекает.
Правила ухода за питомцами простые. Под изображением каждой зверюшки есть колесико с информацией об ее потребностях. Зверюшки с каждым ходом подрастают, а значит, и потребностей становится больше. Ничего сложного или непонятного.
Ктуша имеет размер 2. Нам нужно сыграть одну фиолетовую и одну желтую карту потребностей (например, игры и голод). Теперь чертятам придется накормить зверюшку и поиграть с ней. Пушинка уже подросла и имеет размер 3, поэтому и потребностей у нее больше.
Алхимия — более сложный предмет. Без знания основ здесь далеко не продвинешься. Итак, магические вещества состоят из молекул, молекулы из атомов. Любая молекула состоит из трех атомов: красного, зеленого и синего. Кроме цвета, атомы различаются размеру (большие и маленькие) и знаку (плюс и минус). Если у двух молекул есть атомы одинакового цвета и знака, но разного размера, при их смешивании получится зелье этого цвета и знака.
Большой красный «плюс» + маленький красный «плюс» = красное зелье исцеления
Большой зеленый «плюс» + маленький зеленый «плюс» = зеленое зелье скорости
Всего возможно 6 вариантов: соединив большой и маленький красный «плюс», получим зелье исцеления, большой и маленький красный «минус» — яд. Зеленые «плюсы» дают зелье скорости, зеленые «минусы» — зелье паралича, синие «плюсы» — зелье мудрости, синие «минусы» — зелье безумия.
Шесть возможных результатов
У меня сразу возник вопрос: что будет, если в формулах двух молекул совпадут два или три атома? К счастью, такая ситуация невозможна, так как в игре не участвуют совпадающие по нескольким цветам молекулы. Строение магических веществ исключает все возможные недоразумения.
Если у двух молекул атомы одинакового цвета имеют один размер и противоположные знаки, при их смешивании получится нейтральное зелье, или вода.
Примеры нейтрализующих формул
В игре участвует 8 магических ингредиентов. Нам неизвестны формулы этих веществ, но в ходе экспериментов мы можем их определить. Например, если алхимик бросил в котел поганку и лягушку и получил зелье исцеления (красный «плюс»), молекулы этих ингредиентов не могут содержать красный «минус». Результаты экспериментов сохраняются в удобном виде за ширмой игрока. Приложение нужно, чтобы в каждой новой партии формулы веществ различались: в начале игры заново генерируется соответствие ингредиентов и их формул.
Давайте начнем!
Партия в «Dungeon Petz» длится 5 или 6 раундов, партия в «Alchemists» — 6 раундов. Сущие пустяки по сравнению с 20 раундами в Гавре. Тем не менее партия в «Алхимиков» растягивается на два часа, тогда как «Петсы» играются максимум за полтора. В «Dungeon Petz» выигрывает участник, набравший больше всего очков репутации. В «Alchemists» в конце игры производится финальный подсчет очков, хотя за основу также берутся очки репутации.
Игровые поля двусторонние: одна сторона предназначена для двух-трех участников, другая — для четырех. При подготовке к игре надо не забыть повернуть поле нужной стороной вверх. Детали подготовки подробно изложены в правилах, и все же в первый раз раскладывание всех карточек, фишек и жетонов занимает много времени и сил. Но есть и хорошие новости: в обеих играх первый раунд упрощен, его можно сыграть, пропустив часть правил. Мы с детьми так и поступали. Объяснить им все подробности сразу было нереально, поэтому сначала мы рассматривали и раскладывали компоненты, играли первый раунд, потом изучали правила дальше. Вообще, составителям правил респект и уважуха. Удачные шутки повеселили и помогли запомнить многие важные моменты.
Поля разбиты на области для выполнения действий. В «Dungeon Petz» порядок, в котором игроки выполняют действия в текущем раунде, определяется методом аукциона. Участники за ширмами делят на группы своих чертят и золото. После этого ширмы опускаются, и группы по очереди отправляются в город, причем самая большая группа идет первой.
Аукцион в действии. Первой выполняет действие группа из четырех желтых чертят с двумя золотыми. Затем поочередно ходят группы зеленых чертят, в последнюю очередь — два желтых чертенка.
Возможных действий всего 9:
- получение еды для питомца;
- получение полезного артефакта;
- выбор клетки — клетку может унести группа как минимум из двух чертят;
- выбор улучшения для клетки;
- покупка питомца — в группе обязательно должно быть золото;
- пополнение числа доступных чертят;
- посещение больницы — взять зелье для питомцев и забрать покусанных чертят;
- отправка добровольца в жюри — дает преимущество на выставках;
- аренда помоста — дает преимущество при продаже животных.
Количество участников, получающих возможность выполнить определенное действие, ограничено. При игре вдвоем и втроем вводятся нейтральные чертята для блокировки тех или иных возможностей. В общем, конкуренция проявляется достаточно остро.
В «Alchemists» все немного сложнее. Каждый раунд начинается с определения порядка хода. Начиная с первого игрока, участники по очереди выставляют свои фишки на свободные позиции трека очередности. Тот, кто непременно хочет ходить первым, должен заплатить одну монету. И наоборот, тот, кто никуда не спешит, получит несколько карт ингредиентов и услуг в качестве бонуса.
Затем все отмечают кубиками свои действия на этот раунд, начиная с последнего игрока на треке очередности. Таким образом те, кто стоит выше, видят планы других участников перед объявлением собственных действий.
После этого переходим к последовательному выполнению действий. Все игроки в порядке очередности совершают одно действие, затем переходят к следующему.
Справа — трек очередности. Чтобы встать на верхнее деление, нужно заплатить одну монету. Заняв вторую позицию, ничего не платим и ничего и не получаем. За все последующие позиции получаем некоторое количество карт услуг и ингредиентов. Затем игроки объявляют действия в обратном порядке (снизу вверх), а выполняют в обычном порядке (сверху вниз).
Возможных действий 9, как и в «Dungeon Petz». Вот последовательность их выполнения:
- сбор ингредиентов — зелья нужно из чего-то варить;
- трансмутация — другими словами, продажа ингредиентов;
- продажа зелья — недоступно в первом раунде;
- покупка артефактов — приносят пользу во время игры и победные очки в конце;
- опровержение теории о формуле ингредиента — недоступно в первом раунде;
- публикация теории о формуле ингредиента — недоступно в первом раунде;
- проверка зелья на студенте — безопасно, но нужны деньги;
- проверка зелья на себе — бесплатно, но непредсказуемо;
- демонстрация зелья — доступно только в финальном раунде вместо 7 и 8.
По моим впечатлениям конкуренция здесь ниже, чем в «Питомцах»: раньше или позже каждый получает возможность выполнить действие. Единственное узкое место, доступное не всем участникам — это продажа зелья. Поэтому здесь используется механизм аукциона: последние игроки могут предложить скидку и продать свои зелья первыми. Сначала это кажется сложным и запутанным, но после пары раундов все встает на свои места. Еще в «Алхимиках» участвуют карты услуг, которые позволяют взять дополнительные ингредиенты, дают преимущества при выполнении действий и т.д. Карты услуг и артефактов содержат текст на английском языке, то есть в отличие от «Питомцев» игра не является языконезависимой.
We are the champions!
В обеих играх для победы участникам нужно заработать хорошую репутацию. В «Dungeon Petz» очки репутации можно получить, участвуя в выставках и продавая питомцев. В «Alchemists» продажа зелий не приносит славу. Наоборот, при попытке продать неподходящее зелье игрок теряет очки репутации. Основной способ заработать репутацию — публиковать теории о составе ингредиентов, для этого нам придется расшифровывать их формулы. После публикации нескольких теорий участник получает грант, это тоже повышает репутацию и приносит деньги. Еще очки репутации дает опровержение ранее опубликованных теорий, демонстрация зелий в финальном раунде и участие в конференциях (аналог выставок в «Питомцах»). На самом деле аналогии между «Dungeon Petz» и «Alchemists» можно проводить бесконечно, и дело тут не только в соответствии игровых элементов, но и в похожих ощущениях от этих игр.
Финальный подсчет очков в «Dungeon Petz» сводится к двум итоговым выставкам: оценка экономических достижений (еда, зелья, артефакты, заработанное золото, число чертят-работников в норе) и оценка состояния магазина (количество и качество клеток, довольный вид питомцев). Побеждает игрок с наибольшим количеством очков репутации.
В «Alchemists» победные очки подсчитываются по похожему принципу: к репутации прибавляются очки за артефакты, гранты, карты услуг и золото. Потом наступает момент истины: приложение отображает расшифрованные формулы всех ингредиентов. После этого игроки могут получить очки за правильные теории и потерять за ошибочные. Побеждает игрок с наибольшим количеством победных очков.
Моя прелесть
Итак, пришло время подвести итоги. Что объединяет «Dungeon Petz» и «Alchemists»:
- удачная реализация механики размещения рабочих;
- необычная тематика;
- атмосферность;
- замечательно оформленное игровое поле;
- написанные с юмором правила.
Важные отличия «Alchemists»:
- игровой процесс основан на логике и дедукции;
- правила сложнее, партии занимают больше времени;
- на картах есть английский текст;
- конкуренция не проявляется так остро;
- для игры нужно установить приложение на мобильный девайс.
В нашей семье «Dungeon Petz» — одна из первых и самых любимых игр. Я давно пытаюсь подобрать что-то настолько же необычное и увлекательное. Предыдущие находки «Stone Age» и «Myrmes» — не совсем то, что хотелось, а «Алхимики» подошли идеально. «Dungeon Petz» и «Alchemists» — достаточно разные, чтобы иметь обе игры в коллекции. В каждой своя «изюминка». Но у них много общего в игровом процессе и в ощущениях после партии. На мой взгляд тем, кто не сталкивался ранее с механикой размещения рабочих, лучше начать с «Dungeon Petz». Более опытным игрокам и любителям «Питомцев» обязательно стоит попробовать «Alchemists».
Отличный обзор! Огромное спасибо! Как раз, как нельзя кстати он попался — вот присматриваюсь к обеим игрушкам и благодаря вашему обзору поняла, что сперва лучше (для начала:)) остановить свой выбор на Петсах. А правила в освоении очень сложные?
Пожалуйста. Я рада, что обзор оказался полезен.
В Петсах правила несложные и написаны с юмором, но достаточно объемные. У нас это была одна из первых настольных игр. Правила разбирали в несколько заходов: в первой партии сыграли только один раунд, вторую тоже не довели до конца. Зато потом играли без проблем, в том числе и девятилетний сын. Мне кажется, если есть какой-то опыт игры в настолки, с правилами здесь вообще проблем не возникнет.