Поздравляю всех читателей с прошедшими праздниками! Сейчас отчеты о новогодних поигранках появляются в сети как грибы после дождя, вот и я загорелась идеей написать что-то подобное. Скажу сразу — похвастаться многочасовыми партиями в настольный хардкор не получится. Как всегда, планов было громадьё, а в результате играли только в детское и семейное.
Все началось с выбора игры для новогоднего вечера. Хотелось чего-то новенького, несложного и веселого. Так в последние дни уходящего года мы купили и опробовали новый семейный хит, посвященный верблюжьим бегам.
Camel Up
На мой взгляд, прошедший год не был щедрым на настольные хиты. Чтобы сосчитать новинки 2015 года, которые я уже купила и собираюсь приобрести, хватит пальцев на одной руке. Не сравнить с 2014 годом, когда невыносимо было читать отчеты о различных настольных конвентах: так сильно хотелось эту и эту коробочку, а еще ту, ту и вон ту. В 2014 году вышло множество отличных настолок разного уровня сложности, в том числе семейная новинка Camel Up. Удивительно, что об этой игре я еще не встречала ни одного отрицательного отзыва.
В Camel Up нам предстоит принять участие в бегах, но это не игра-гонка. Победит не тот игрок, чей верблюд придет к финишу первым, а тот, кто сделает более удачные ставки и в конечном итоге заработает больше денег. Ставки делаются на лидеров промежуточных этапов, а также на победителя и проигравшего всей гонки. Верблюды могут ехать друг на друге, что иногда резко меняет ситуацию на трассе. Впрочем, можно попытаться повлиять на результат с помощью жетонов оазиса и миража, способных ускорить или замедлить участников гонки.
Впечатление от пробных партий осталось самое приятное. Изначально я ожидала чего-то более серьезного, а на деле игра оказалась ярким и веселым семейным филлером, в который можно играть и вдвоем, и ввосьмером. В общем, Camel Up действительно мог бы стать отличным развлечением для праздника, если бы не пати-гейм под названием «Эмпатио»: сначала мы разложили его для разминки, а в результате играли всю ночь.
Эмпатио
В пати-геймы мы играем крайне редко, за исключением любимого дочкиного «Диксита». «Эмпатио» немного напоминает «Диксит», но в чем-то даже интереснее. Здесь не получится отделаться парой слов — по картинкам нужно придумывать коротенькие истории про других игроков и пытаться угадать, какие чувства они испытают. Картинки сродни карточкам «Диксита»: много мелких деталей, способных превратить пугающую картинку в смешную, и наоборот.
На самом деле, я не могу назвать «Эмпатио» хитом — «Диксит» однозначно более универсальный и реиграбельный. Но игра отлично подошла для новогоднего вечера и помогла наладить общение. Мы долго придумывали интересные истории, обсуждали ситуации на картинках и эмоции их участников. Понравилось всем, даже мужу, который совершенно равнодушен к настолкам. Интересно, что в «Диксите» обычно лидирую я, а в «Эмпатио» во всех партиях выиграл сын. Возможно, для детей обсуждение чувств ближе и понятнее, чем поиск ассоциаций.
На смену празднику пришли выходные и уйма свободного времени — чем не повод сыграть еще? На тот момент у нас с сыном было две игры, которые никак не удавалось разложить без спешки: «Мертвый сезон» и Julius Caesar. С них мы и хотели начать новый год, но к нашей игротеке неожиданно решила присоединиться дочка. Пришлось изменить планы и сыграть во что-то семейное. Выбор пал на старый добрый Stone Age.
Stone Age
Вот она, классика семейных евроигр. В основе лежит механика размещения рабочих — игроки отправляют членов своего племени добывать еду, ресурсы и другие плюшки. Игру проиллюстрировал мой любимый художник Михаэль Менцель, и оформление у нее просто замечательное: на игровом поле изображено поселение первобытных людей, вокруг него места добычи ресурсов. Фишки и жетоны разложены по полю и очень органично вписываются в общую картину. Красота!
Единственный небольшой минус — участники, которые играют в первый раз, не могут найти применение заработанным ресурсам. В отличие от компьютерных стратегий здесь нет возможности приобрести или построить что-то для развития племени. Ресурсы трансформируются непосредственно в победные очки через покупку жетонов хижин и карт цивилизации. Без понимания того, что ресурсы здесь тратятся исключительно на зарабатывание победных очков, игра кажется долгой и скучной. Поэтому мне кажется, что в ходе игры было бы здорово строить что-то более конкретное: например, поселение для своего племени. Правда, тогда это была бы уже совсем другая игра.
Оказывается, мы очень соскучились по семейным настолкам. Партия в Stone Age всем так понравилась, что было решено сыграть еще. И еще. Так бы дети и провели все каникулы в каменном веке, но мне в конце концов захотелось чего-то нового и удалось уговорить их на партию в другую семейную евроигру — Fresco.
Fresco
Эта невероятно красивая игра пролежала у нас нераспакованной больше года, и очередь наконец-то дошла до нее. У Fresco есть несколько общих со Stone Age моментов (механика размещения рабочих, несколько видов ресурсов), но тематика совершенно другая. Здесь мы исполняем роль художников эпохи Возрождения, по приказу епископа занятых реставрацией фрески и алтаря. В игре интересно реализована очередность хода: начиная с отстающего по очкам участника художники решают, в какое время собираются проснуться. Тот, кто раньше встал, выполняет действия первым, но при этом платит более высокую цену за ресурсы и получает штраф к очкам настроения. Когда настроение художника становится хуже некуда, он теряет одного из рабочих-подмастерьев, и наоборот, у художника в прекрасном расположении духа появляется дополнительный ученик.
В комплекте с игрой идут три дополнительных модуля, но мы решили сыграть первую партию без них. Возможно, в этом была наша ошибка, потому что партия получилась очень странной. Денег у всех было в избытке, зато ресурсов-красок катастрофически не хватало. В результате отстающий игрок просыпался в 5 утра и скупал на рынке все краски, а двое других участников в это время не знали, чем заняться. Рано или поздно отстающий игрок менялся, и краски уже скупал кто-то другой. Так мы и двигались по треку очков нога в ногу, только в финальном подсчете появился небольшой разрыв за счет разного количества денег. Возможно, это называется словом «баланс», но мне такая ситуация показалась ненормальной. Кроме того, не понравилась слишком маленькая шкала настроения: тот, кто вставал раньше всех, неизбежно терял дополнительного ученика, а всем остальным он был просто не нужен.
В общем, единственная партия в Fresco произвела на меня неоднозначное впечатление. Интересно, что дети оценили игру положительно и были не против сыграть еще раз со всеми дополнительными модулями. По-видимому, им понравилось перевоплощение в средневековых художников, как и в вождей первобытного племени. Но у меня желания повторить партию пока не возникает, скорее уж хочется попробовать другие тематические евро, такие как «Летопись» или «Замок на все времена». Тем временем все немного устали от серьезных игр и решили разложить что-то попроще и побыстрей. Так мы перешли к новой коробочке: «Лабиринт зеркал».
Лабиринт зеркал
По описанию эта игра показалась мне похожей на коллективную головоломку Ricochet Robots, но с более универсальным геймплеем и сеттингом: дочка ни в какую не соглашалась играть в роботов, а против магов и зеркал ничего не имела. Суть игры можно объяснить в нескольких словах. По магическому лабиринту разбросаны руны четырех стихий. Игроки — это маги, которые спускаются в лабиринт с целью собрать как можно больше рун. Фишки магов движутся по прямой. Также в лабиринте есть зеркала и порталы. Если на пути мага встречается зеркало, он меняет направление движения на 90°. Войдя в портал, маг может выйти из любого другого портала того же цвета. Есть также правила для продвинутых игроков, делающие игровой процесс более головоломным.
Пока мы успели сыграть только по базовым правилам — понравилось, но все оказалось намного проще, чем я ожидала. В большинстве случаев одну из рун можно достичь по прямой, а необходимость строить длинные маршруты появляется только в конце игры. В таком виде «Лабиринт зеркал» понравится детям и даже может составить конкуренцию детским играм издательства Drei Magier Spiele, но для взрослых это слишком просто. Сын хотел опробовать продвинутую версию, но дочка сказала, что с нее хватит и базовых правил — конечно, она не играла с нами в Ricochet Robots .
Следующая детская игра — обычная ходилка-мемори, которая была куплена под влиянием момента. Тем не менее она уже успела принести нам массу положительных эмоций.
The Little Prince: Memo Race
Мы с детьми очень ждали выхода нового мультфильма «Маленький принц» и даже купили The Little Prince: Rising to the Stars, чтобы скрасить ожидание. Но игра не оправдала наших надежд. После похода в кино играть в нее совсем расхотелось, потому что геймплей абсолютно не соответствует доброй атмосфере мультфильма. В это время при выборе новогодних подарков я наткнулась на красивую игру-мемори фирмы Hape с героями «Маленького принца» и тут же добавила ее к покупкам. В конце концов, у нас уже есть «Монстры, марш в шкаф!» и «НЛО Фермер», и дети время от времени с удовольствием их раскладывают. Почему бы не сыграть в нечто подобное с полюбившимися героями?
В результате игра оказалась именно такой, как ожидалось — бросаем кубик и ходим от изображения к изображению, пытаясь найти для картинки пару. Детей удивил огромный деревянный кубик и фишки игроков. Поле и жетоны тоже отличного качества, плотные и яркие — малышам обязательно понравится. И вот мы на пару дней впали в детство и собирали пары одинаковых картинок, попутно обсуждая мультфильм. Сейчас The Little Prince: Memo Race осталась в коллекции в качестве сувенира, хотя вполне возможно, что мы еще не раз в нее сыграем.
Кроме того, было множество партий в игры исключительно для зимних праздников: «Звонго» и «Игру на Рождество».
Звонго
Под таким звонким названием скрывается одна из самых необычных игр в нашей коллекции. У нее даже нет коробки — все компоненты упакованы в маленькую сумку, напоминающую по форме чебурек. При попытке взять сумку в руки раздается громкое звяканье — в состав игры входят 40 бубенцов разных размеров и цветов. Игрокам предстоит вооружиться волшебной палочкой с магнитами на концах и добывать из общей кучи бубенцы одного цвета. Если же на палочку примагнитятся бубенчики других цветов, всю добычу придется вернуть в общий запас.
Не буду писать, что «Звонго» развивает ловкость и координацию движений — на самом деле она ничего, конечно, не развивает. Детская магнитная «Рыбалка» требует намного большей ловкости, а в «Звонго» бубенчики липнут гроздьями к волшебной палочке независимо от приложенных усилий. Тем не менее игра такая яркая и звонкая, что волей-неволей становится украшением любого праздника. В общем, «Звонго» — это не совсем настолка, скорее отличное развлечение на Рождество.
Игра на Рождество
Издательство «Мир Хобби» предлагает нам к Рождеству несложную карточную игру в празднично оформленной коробочке. Игровая колода состоит из карт с числами от 1 до 12, а также карт подарков, используемых для определения победителя. Короткая партия состоит из 6 раздач, длинная — из 12. В начале раздачи каждый игрок получает 12 карт. Затем следует несколько раундов, на протяжении которых нужно постараться сыграть свои карты раньше соперников. Карты играются с использованием определенной комбинации (сет, стрит, синглтон), которую задает игрок, начинающий раунд. Участник, который первым избавился от карт, побеждает в раздаче и получает карту подарка. Кроме того, игрок с наибольшим количеством несыгранных карт должен отдать победителю раздачи свою карту подарка. Победа в игре достается участнику, собравшему больше всего подарков.
«Игра на Рождество» мне показалась достаточно интересной. Нужно избавляться от карт с умом и оставлять про запас полезные комбинации, которые впоследствии легко сыграть. В то же время слишком осторожные игроки заканчивают раздачу с кучей неиспользованных карт и лишаются заработанных подарков. Есть подозрение, что это аналог какой-то существующей карточной игры, хотя меня это нисколько не огорчает. Игральные карты уместны далеко не всегда. Так, в кафе вряд ли получится сыграть обычной карточной колодой, а против карточных настолок никто никогда не возражает.
Еще мы с сыном освоили два новых абстракта: «Игнис» и «Майя». Сначала я хотела посвятить им отдельный обзор, но игры меня не очень впечатлили, поэтому вкратце расскажу о них в новогоднем отчете.
Игнис & Майя
«Игнис» меня привлек в первую очередь своей красотой. Полупрозрачное поле и большие фишки с яркими выдавленными значками выглядят очень вкусно. При ближайшем рассмотрении внешний вид нисколько не разочаровал: все компоненты тактильно приятные, фишки легко скользят по полю. А вот с самим геймплеем беда: правильные действия слишком очевидны. Судя по нашему опыту, обычно с перевесом в одну фишку побеждает первый игрок.
Примерно та же ситуация возникла и с «Майя». Играли по дуэльным правилам. Собирать пирамидки одного цвета достаточно интересно, но выгодные ходы снова лежат на поверхности. Сын пару раз пытался провернуть многоходовые комбинации, но не смог их закончить до конца игры. В общем, в этой игре у нас стабильная ничья.
Я не могу сказать, что «Игнис» и «Майя» — плохие игры. Просто мне они понравились меньше, чем «Фараон» и «Камисадо», поэтому не вижу смысла писать про них много букв. А вот что точно заслуживает отдельного обзора, так это игра-головоломка «Галаксия». Сын так ей увлекся, что даже сделал цифровую версию в визуальной среде Scratch. Возможно, я расскажу о «Галаксии» и других имеющихся у нас головоломках в одном из следующих обзоров.
Приношу свои извинения за то, что все картинки взяты из сети. Я не делала фотографий, так как не планировала писать этот обзор и не была уверена насчет следующих. На самом деле, целью блога было привлечение знакомых к настольным играм, а также общение онлайн. Наверное, я хотела странного: знакомые по-прежнему считают мое хобби блажью. Насчет общения, блог действительно помог познакомиться с несколькими интересными людьми, и это здорово. Но писать и не получать обратной связи очень тяжело, возникает ощущение, что «тихо сам с собою я веду беседу». Поэтому если пост вызвал у вас какие-то мысли или эмоции, не сочтите за труд написать в комментариях несколько слов. Мне как автору будет очень приятно.
Вот кстати напомнили про Лабиринт Зеркал. Давно не играл. С интересом прочитал отзыв. Мне интересно, как другие реагируют на игру слишком просто или нормально.
Игру на Рождество думал взять, но прошло Рождество и ощущение праздника исчезло=)
Мне «Лабиринт Зеркал» показался совсем детским. Но еще не играли по сложным правилам.
А в «Игру на Рождество» мы играли как раз на Рождество. =) Кстати, неплохой карточный филлер, можно взять в кафе или в поездку. Правда, летом будет как-то странно играть в «Игру на Рождество». Может, кто-то знает, это оригинальная разработка, или переделка, как «Cut the Rope»?
Я тоже заметила игру «Игра на Рождество» в интернет-магазине)) Вначале я решила, что это разработка Hobby World (на Тесере такая «скудная» карточка игры). Полезла на boardgamegeek и оказалось, что это локализация — первоначальный издатель Eagle-Gryphon Games https://boardgamegeek.com/boardgame/170430/12-days-christmas (автор и иллюстраторы игры канадцы). В декабре 2014 года они собирали средства на издание игры на площадке kickstarter. По поводу аналога — этот вопрос тоже поднимался на bgg — https://boardgamegeek.com/thread/1284737/game-looks-complete-rip-another-game
Спасибо за ссылку. Почему-то мысль поискать что-то на BGG приходит в последнюю очередь. )) В общем, действительно оригинальная разработка. «Игра на Рождество» похожа на The Great Dalmuti и «Кто осел», но имеет существенные отличия.
Надо же, английское название игры — «Двенадцать дней Рождества». Теперь хоть понятно, какая рождественская песня имеется в виду.
Чек-чек, проверка, а то что-то коммент писал и он пропал.
Этот коммент удалить можно
Коммент не пропал, а просто ждал модерации. Какое-то время назад отправка формы сбоила из-за атниспама, но сейчас вроде все ок.
Елена, спасибо за отчет, у вас отличный блог, один из моих любимых.
Глубоко-гиковские блоги интересны, но часто предсказуемы, а в вашем чувствуется разносторонний вкус к играм. Пишите обязательно!
Stone Age для меня – волшебная игра, у нас нравится всем, даже америтрешерам и любителям филеров.
Camel Up визуально многим кажется «детским», до первой партии. Большинство филеров — карточные игры, а Camel Up хороший вариант патигейма с полем и фишками, для заманухи подходит =)
Эмпатио, вроде как, семейная и простая, но хорошо идет у аудитории за 40. Для меня она пример безумно красивой игры. Хотя, как заядлому евро-геймеру играть в нее не тянет.
Игнис для меня игра-загадка, я чувствую, что она глубже, чем кажется, но пока не берусь глубоко копать. Видимо, из-за равнодушия к абстрактам.
Спасибо за отзыв. Мне действительно интересны игры разных направлений. Иногда вижу, что не мое, но все равно хочется разобраться, как это работает. Еще выбор игр определяется тем, что большую часть времени мы играем вдвоем с сыном: ему бои и приключения нравятся больше, чем та же торговля.
интересно)спасибо, только набрела на ваш блог,буду читать вдумчиво
Добро пожаловать! 🙂