Это статья о любимых играх моего сына, которые будут интересны мальчишкам 8-9 лет и старше. Речь пойдет о несложных играх, после разбора правил дети могут играть в них самостоятельно.
Собственно говоря, я считаю лучшим выбором для мальчиков три известные игры: «Колонизаторы», «Small World» и «Stone Age». Для тех, кто хочет попробовать что-то кроме классики, предлагаю наш список. Он составлен от простого к более сложному и интересному. Особое место в нем занимают кооперативные игры, где участники не соревнуются друг с другом, а сообща побеждают или проигрывают. Сын особенно полюбил кооператив после того, как сыграл в «Descent: Journeys in the Dark» против мамы в роли оверлорда . На самом деле, кооперативные игры отлично подходят для детей: во время игры постоянно принимаются совместные решения, в конце никто не чувствует себя незаслуженно проигравшим.
Запретный остров
Одна из самых известных кооперативных игр для начинающих. Группа искателей приключений высаживается на окутанном тайной острове, хранящем сокровища древней цивилизации. Сразу после высадки срабатывает допотопная охранная система, и остров начинает уходить под воду. Задача игроков — отыскать легендарные артефакты и покинуть остров до того, как он скроется под водой.
Высадка на запретный остров
«Запретный остров» — очень красивая игра. Остров состоит из 24 тайлов, причем изображение на каждом тайле — это маленький шедевр: древние дворцы и храмы, заброшенные сады и пещеры, и даже старинная обсерватория. Артефакты, за которыми мы охотимся, представлены четырьмя великолепными фигурками. Немного огорчает, что в игре используются обычные фишки вместо фигурок героев. Мы пытались заменить фишки миниатюрками фирм Звезда и Технолог, но так и не нашли ничего подходящего. В итоге с отсутствием фигурок пришлось смириться.
На момент приобретения «Запретного острова» мы уже успели сыграть в «Андор» и «Мышек и магию», поэтому игра показалась совсем простой. Мы играли разным составом на начальном и стандартном уровнях сложности и ни разу не проиграли. Правда, не пробовали повышенные уровни сложности — это не добавляет никаких новых элементов в игровой процесс, так что я не вижу в этом особого смысла. Так или иначе, время от времени мы снова достаем игру и отправляемся на остров за древними сокровищами. Я люблю «Запретный остров» за простой, но безупречно отлаженный игровой процесс — это как простая качественно сделанная вещь, которую приятно держать в руках. Сыну нравится атмосфера приключений, а дочке — удивительные фигурки артефактов. Мне кажется, это очень достойная семейная игра.
Венеция 2099
Удачная смесь «Запретного острова» и детского абстракта «Эй! Это моя рыба!». Из-за глобального потепления легендарная Венеция тонет. Снова собираем уходящие под воду сокровища, но действуем не совместно, а каждый сам за себя. Теперь игроки могут подрезать и даже топить соперников.
Венеция уходит под воду
Правила игры мне напомнили не самые удачные абстракты Райнера Книции: чтобы купить сокровище, нужно положить на тайл на одну монету больше, чем там уже лежит; карты прогнозов пронумерованы и играются в возрастающем порядке и т.д. К счастью, игра оказалась совсем не скучной и не абстрактной — движение по уходящим под воду квадратам смоделировано вполне убедительно. Умеренное соперничество делает игру интересной, но не злой. Всем известно, где сейчас безопасно и какие тайлы могут утонуть, к тому же можно дважды спастись из любой ситуации с помощью карт гондол.
«Венеция 2099» и «Запретный остров» и похожи, и непохожи. Их объединяют ощущения гонки за сокровищами по уходящей из-под ног суше, но игровой процесс совершенно разный. В «Запретном острове» игроки составляют одну команду, в «Венеции» каждый сам за себя. Как следствие, в «Венеции» есть возможность навредить другим игрокам, отдаленно напоминающая игровой процесс «Эй! Это моя рыба!». Некооперативная «Венеция» понравилась мне не меньше, чем «Запретный остров». Правда, серенькое оформление подкачало, а так хорошая простая игра для детей и взрослых.
Escape: The Curse of the Temple
Кооперативное приключение, автор которого явно был вдохновлен фильмами про Индиану Джонс. У игроков есть 10 минут, чтобы выбраться из древнего храма до того, как он обрушится. В поисках выхода участники исследуют комнаты и размещают в определенных местах магические кристаллы. Чем больше кристаллов будет использовано, тем проще будет сбежать из храма. Игра основана на бросках кубиков: для выполнения действия нужно выбросить определенную комбинацию символов. Процесс кубикометания усложняется тем, что кубики с выпавшими символами черной маски прокляты и больше не участвуют в игре. Проклятья могут снимать только символы золотой маски.
It’s the final countdown
Прочитав описание и отзывы, я решила, что это простой кубиковый филлер. Но после первой игры была удивлена: если следовать всем правилам, выйти из храма вовремя достаточно сложно. Мы с детьми сливали партию за партией, нужно было срочно спасать положение. Тут в полной мере проявились положительные черты кооперативок: мы стали обсуждать игру, вместе придумывать новые стратегии. Было принято решение стараться не входить в комнаты, где нельзя активировать кристаллы, и дело пошло веселее. Также дети поняли, что в ходе игры обязательно нужно сотрудничать: избавлять друг друга от черных масок, совместными усилиями активировать кристаллы. Когда мы в первый раз выбрались целыми и невредимыми, у всех было ощущение настоящей победы.
Мне кажется, эта игра обязательно понравится детям. Кооперативные игры должны объединять игроков, и «Escape» прекрасно справляется с этой задачей. Кроме того, она очень атмосферная. С каждой уходящей секундой шансов освободиться все меньше, поэтому все стараются действовать быстро и помогать друг другу. Выбравшись из храма, хочется петь: «We are the champions!» Столько эмоций мне не приходилось испытывать даже в более серьезных играх. На мой взгляд, единственный недостаток «Escape» — высокая цена. За такие деньги можно выбрать не десятиминутный филлер, а что-то более основательное.
Запретная пустыня
Еще одна кооперативная игра про раскопки, созданная автором «Запретного острова». Теперь нам предстоит отправиться в занесенный песками древний город, чтобы найти и починить легендарный летучий корабль. Если в «Запретном острове» основной задачей было собрать артефакты и не утонуть вместе с островом, то здесь нужно улететь от разыгравшейся песчаной бури на восстановленном корабле.
Буря в пустыне
Как и в «Запретном острове», игровое поле состоит из 24 тайлов, а для починки корабля нужно собрать четыре детали. По большому счету, на этом сходство заканчивается. Тайлы теперь не исчезают — их заносит песком и приходится раскапывать. Игровое поле постоянно перестаривается. Метод нахождения нужных деталей также изменен. В общем, автор развил и улучшил механику, в результате игра получилась намного сложнее и интереснее.
Я долго отказывалась покупать еще одну вариацию на тему «Запретного острова», но в конце концов поддалась на уговоры сына и не пожалела. Мы не сразу поняли, что в этой игре проще победить вдвоем, пробовали играть четырьмя персонажами и проигрывали, даже не успев раскопать все нужные детали — после «Запретного острова» это было неожиданно. Стало ясно, что «Запретаня пустыня» — это уже не простая игра для начинающих, здесь есть что обдумать и обсудить. С точки зрения оформления она мне тоже нравится больше, хотя многие со мной не согласятся. Иллюстрации на тайлах «Запретного острова» выполнены в фэнтезийном стиле, а на тайлах «Запретной пустыни» — в стиле стимпанк. Тайлы «Пустыни» не такие яркие, но очень качественные и детально проработанные, а старинный летучий корабль выше всяких похвал. Думаю, эту игру можно рекомендовать всем-всем-всем без исключения.
Замес
Замысел авторов «Замеса» одновременно неожиданный и предсказуемый: толпа разнокалиберных фантастических созданий собралась, чтобы захватить мир. Рано или поздно такая игра просто обязана была появиться. Ведь это мечта любого мальчишки: объединить роботов с динозаврами, чтобы противостоять пришельцам и зомби.
Все смешалось в доме твоем, Петруша!
Эта карточная игра рассчитана на 2-4 участников. В ней сталкиваются 8 фантастических фракций: волшебники, динозавры, зомби, ниндзя, пираты, пришельцы, проказники (вредные существа вроде лепреконов) и роботы. Каждый игрок получает в свое распоряжение карты двух фракций — это его личная колода. Карты бывают двух типов: миньоны и действия. Также в игре участвуют базы, которые совместными усилиями будут захватывать игроки. На картах миньонов и баз указаны значения их силы. В свой ход игрок выставляет миньона на одну из баз для атаки. Как только сила защиты базы становится равной силе атакующих ее миньонов, происходит захват. На карте базы указано, сколько победных очков получит игрок с самой сильной командой миньонов, а также очки для второго и третьего места. Игра заканчивается, как только один из участников наберет 15 очков.
Мне не очень по душе карточные игры — настолки с полем и множеством красивых компонентов нравятся намного больше. Но иногда игры получаются очень удачными именно в карточном представлении, и «Замес» — одна из них. Это очень фановая игра, в ней много экшна и юмора. При этом здесь есть над чем подумать — при смешивании двух фракций часто получаются интересные комбы. Еще большой плюс: игра достаточно неконфликтная. Конечно, игроки по мере сил вредят друг другу, но захват баз происходит объединенными усилиями, так что здесь не нужно уничтожать соперников, чтобы победить.
Повелитель Токио
Еще один забавный экшн про фантастических существ. Гигантские монстры выясняют, кто из них самый крутой, и эпицентром разборок становится японская столица. По описанию больше похоже на фильм ужасов, но фигурки мультяшных монстров с перекошенными физиономиями вряд ли кого-то по-настоящему испугают. На самом деле игра очень веселая и отлично зарекомендовала себя в компании детей.
Ломать, крушить и рвать на части
Каждый монстр стремится выбить соперника из города и войти туда сам — так он на время становится царем Токио. В городе монстр не может лечиться, зато зарабатывает очки разрушения. Чтобы стать настоящим повелителем Токио, нужно либо получить 20 очков разрушения, либо уничтожить остальных монстров. В основе игры лежит кубикометание: для выполнения действий бросаем кубики, после чего любые результаты можно дважды перебросить.
«Повелитель Токио» не позиционируется как исключительно детская игра, и все же я предпочитаю играть в нее именно с детьми. Старшие участники слишком серьезно относятся к происходящему: долго думают над выпавшими значениями, пытаются придумать верную стратегию. Это довольно бессмысленно: доля случая в игровом процессе очень велика, и из игры легко можно вылететь в шаге от победы. В то же время для детей «Повелитель Токио» — это чистый фан, и партии всегда проходят быстро, весело и неожиданно. Единственное замечание — играть лучше как минимум вчетвером.
Galaxy trucker
— И вообще, «Комета» — это полный отстой.
Лучше вот так…
Теодор наскоро, размашисто переделал «КМ»
в «Космический мозгоед». Буквы, правда, были
мелкие, кривые и наискось сползали вниз, но
странным образом придавали кораблю очарования,
а индивидуальность и вовсе зашкаливала.
(Ольга Громыко «Космоэколухи»)
Вы знакомы с книгами или фильмами о космических дальнобойщиках? Если знакомы, то понимаете: такая работа — чистое безумие. Нужно готовить к рейсу звездолет, который давно трещит по швам. Убеждать клиентов, что эта старая развалина может летать. Уворачиваться от метеоритов, сражаться с пиратами, откупаться от работорговцев, чтобы в конце концов доставить груз к месту назначения. Все это ждет ваших персонажей в настолке о буднях космических дальнобойщиков «Galaxy Trucker». В ней снова не очень много расчета и логики, зато приключений хоть отбавляй.
Космический корабль до и после пробного полета. Отделались легким испугом, потерей одного двигателя и трех членов экипажа.
Партия в «Galaxy trucker» состоит из нескольких раундов (на самом деле из трех, но число раундов можно легко уменьшать и увеличивать). Каждый раунд состоит из двух фаз: постройка космического корабля и полет. В фазе постройки игроки собирают звездолеты из картонных модулей. Каждый модуль имеет свое назначение и один или несколько коннекторов для стыковки с другими модулями. В фазе полета космические корабли попадают в различные передряги. Вполне вероятно, что ваш звездолет получит значительные повреждения или даже не доберется до места назначения. Игрок очень слабо контролирует происходящее с кораблем в фазу полета, так что эту часть игры приходится воспринимать с большой долей юмора.
По сути дела «Galaxy Trucker» напоминает сборку пазла с проверкой результата на прочность — must have для тех, кто не наигрался в головоломки и Лего. Конечно, игра была бы более предсказуемой без фазы полета. Можно было бы выполнять финальный подсчет очков по определенным критериям, как это реализовано в «Мондо», но тогда пропала бы значительная часть удовольствия от игрового процесса. От себя добавлю, что нам с дочкой «Galaxy Trucker» здорово напоминает приключения экипажа «Космического мозгоеда» из серии книг Ольги Громыко.
Семь самураев
Снова кооперативная игра, очень упрощенная родственница «Историй о призраках». Сюжет основан на одноименном фильме Акиры Куросавы: участники защищают деревню от банды грабителей. Как и в «Призраках», карты противников берутся из колоды в начале хода игрока. Всего нужно продержаться три раунда. Во втором раунде на помощь рядовым мародерам приходят более свирепые бандиты, в третьем в бой вступают главари.
Только бы нам ночь простоять да день продержаться
Обычно принято сравнивать с пасьянсом простые карточные игры, где не нужно много думать и принимать серьезные решения. Я не совсем согласна с таким сравнением. Самое главное в пасьянсе — он либо сходится, либо нет. «Семь самураев» мне напоминают красивый пасьянс для нескольких человек. Можно дойти без потерь до третьего раунда и проиграть из-за неудачно выпавшей карты главаря — «не сошлось». Несмотря на то, что в игре нет кубиков, в ней намного больше случайности и меньше возможностей разрешения сложных ситуаций, чем в «Историях о призраках». Зато она простая и недолгая, и ее хочется раскладывать снова и снова.
«Семь самураев» неизбежно сравнивают с «Историями о призраках», так как обе игры созданы одним автором и имеют схожую тематику. Конечно, простым и рандомным «Самураям» далеко от своего знаменитого предшественника. Тем не менее, игра очень понравились сыну. Это первая настолка, где он с таким рвением пытается победить. Справляться с призраками ему пока сложновато, а «Самураи» оказались в самый раз. Игра не затянута, можно сыграть несколько патрий подряд. Кроме того, появился повод посмотреть замечательные фильмы: «Семь самураев» и «Великолепная семерка». В общем, «Самураи» долгое время были самой востребованной и обсуждаемой в нашей семье игрой.
Знак Древних
Игра на кубиках по мотивам лавкрафтовских ужасов. Игроки снова действуют сообща. События происходят в музее Мискатоникского университета. Коллекция собранных здесь оккультных артефактов прорвала границу между измерениями, и теперь один из Древних пытается попасть в наш мир и уничтожить все живое. Чтобы одержать победу, игроки должны собрать достаточное количество Знаков Древних и запечатать ими открывшийся проход.
Ночь в музее
В ходе игры участники переживают приключения и в награду получают полезные вещи, свитки заклинаний, помощь союзников и Знаки Древних. Для этого нужно выбрасывать на кубиках определенные комбинации, указанные на картах приключений. Также на карты приключений периодически добавляются монстры, для победы над которыми нужны дополнительные комбинации. В случае неудачи игроки теряют здоровье и рассудок, а вторжение Древнего становится все неизбежнее. Если они все-таки успевают собрать необходимое количество Знаков до пробуждения Древнего, то одерживают победу — вторжение удалось предотвратить. Большинство приключений пережить достаточно непросто. В отличие от обычных кооперативных адвенчур, у героев нет базовых характеристик как сила или меткость, здесь все решают кубики. Поэтому в сражении никогда нельзя быть уверенным в победе, можно только увеличить ее вероятность с помощью предметов и союзников, дающих дополнительные кубы и возможность переброса. В игре есть возможность купить у входа в музей что-то полезное, и ее ни в коем случае нельзя упускать.
«Знак древних» — упрощенное подобие «Древнего Ужаса» и «Ужаса Аркхема», серьезных атмосферных настолок по мотивам произведений Говарда Лавкрафта. В этой игре много случайности и нет связной истории, зато она недолгая, достаточно азартная и нравится детям. У нее очень красивое оформление, прекрасно передающее атмосферу мрака и безысходности. Спасать мир могут от одного до восьми участников, хотя при большем количестве героев одержать победу становится проще. Единственная вещь, которая расстраивает меня в «Знаке Древних» — это низкий уровень взаимодействия игровых персонажей. Обычно в кооперативных приключениях герои активно помогают друг другу, а здесь такая возможность практически отсутствует.
Wings of War
О серии игр «Wings of War» я прочитала много статей, но покупать совершенно не собиралась. С одной стороны, нам с сыном очень интересны настолки на тему Второй мировой войны, с другой — воздушный бой на карточках без моделей самолетов не впечатлил, а игровой процесс почему-то показался слишком сложным. Но после замечательного обзора «В бой идут одни желторотики» мы все-таки купили «Wings of War: Fire from the Sky»: если папа с дочкой играют, то почему маме с сыном не попробовать?
Союзникам приходится несладко
На удивление, вести воздушный бой оказалось очень просто. Сначала закладывается маневр на следующий ход, потом выполняется текущий маневр: карточка маневра прикладывается к карточке самолета, и таким образом определяется его новое местоположение, потом самолеты открывают огонь, если хотя бы одна цель попадает в их радиус обстрела. Действия выполняются одновременно всеми участниками, и во время партии никто не скучает. Правда, сначала наши самолеты кружили по всему полю и никак не могли встретиться, но потом мы лучше разобрались с карточками маневров и стали нещадно друг друга обстреливать. Я в очередной раз убедилась, что сын начинает обходить меня в играх: постоянно повторяется ситуация, когда мои самолеты беспомощно подставляются под его огонь. Кажется, я знаю, у кого скоро будет синдром лидера в кооперативках. Эх, если бы он задачи по геометрии так решал…
На мой взгляд, «Wings of War: Fire from the Sky» — отличная игра на тему Второй мировой. Немного неожиданно, что воздушный бой на карточках может быть таким интересным. Партии начинаются скучновато — несколько ходов летишь к противнику, потом никак не можешь войти в нужный разворот, но стоит сблизиться — и начинается веселье. Раньше я очень хотела похожую игру «Start Wars: X-Wing», но теперь совсем не уверена в ее необходимости. Все-таки реальные самолеты намного интереснее выдуманной империи и повстанцев. Теперь я бы лучше купила «Wings of War: Famous Aces» с самолетами Первой мировой, но, как назло, ее нигде нет в продаже. Также скоро ожидается еще одна игра с похожими правилами в нашем любимом мире Mice & Mystics. Надеюсь, она обязательно попадет в нашу коллекцию.
Напоследок еще несколько слов о настолках, которые сын любит, а я отношусь нейтрально. Писать о них полноценный отзыв лень, но пройти мимо тоже не получается. В конце концов с ними все не так уж плохо, несмотря на сомнительную репутацию в игровом сообществе.
Манчкин, Манчкин, Манчкин
Манчкин — это такой чудак с кривыми зубами и бензопилой, который лазит по подземельям, подставляет товарищей и мечтает награбить побольше сокровищ. На самом деле, это настолько откровенный стеб над желанием стать круче всех любой ценой, что даже сын это понял и стал меньше зацикливаться на выигрыше. Мальчишкам здесь нравятся шмот и уровни, а также смешные изображения на карточках. Я никогда не играла в «Манчкин» со взрослыми, но с детьми это очень даже весело. Что интересно, дети редко по-настоящему вредят друг другу, поэтому партии обычно получаются быстрыми и незлыми.
Существует множество разновидностей «Манчкина». С младшими игроками было бы логичнее играть в «Манчкин: Тащи сокровища», тем более что возможность причинять вред соперникам в нем полностью исключена. К сожалению, он получился ну очень упрощенным. Например, другая игра для детей от 6 лет «Mare Balticum» по сравнению с детским «Манчкиным» — просто небо и земля. Так что эта версия «Манчкина» подойдет разве что для первого знакомства с настольными играми. Самым удачным мне кажется классический карточный «Манчкин» или его модификация «Легендарный Манчкин». Если кому-то этого недостаточно, еще есть «Звездный Манчкин», «Супер Манчкин», «Манчкин Фу», «Манчкин Зомби», «Манчкин Апокалипсис», and so on. Наверное, кто-то в это все играет, но это уже выше моего понимания. Также существует полноформатная версия с составным полем «Манчкин Квест». Она достаточно сложная, и у меня есть подозрение, что это переделка какой-то серьезной игры про подземелья. Сначала эта версия у нас не прижилась, так как постоянно приходилось рыться в правилах, и это убивало все удовольствие от игрового процесса. Меня здорово огорчало, что вместо веселой игры у авторов получилось что-то унылое и неповоротливое. Сейчас мы перепробовали достаточно разных игр про подземелья, и правила «Манчкин Квест» больше не кажутся сложными. Раз в год сын заставляет нас играть в «Манчкин Квест», и в конце партии все выглядят вполне довольными.
Пират по кличке Шакал
Игра «Шакал» посвящена поискам пиратских сокровищ на безымянном острове в Карибском море. Игра немного странная и хаотичная, но атмосфера пиратской романтики зашкаливает. При наличии воображения партия в «Шакал» приравнивается к просмотру «Пиратов Карибского моря». Опытные игроки очень не любят эту игру, но их мнение мне кажется несколько предвзятым. Помню, как одно время много говорили о еще одной пиратской игре «Ямайка». Купить ее было непросто, и когда игра наконец попала в нашу коллекцию, я так и не поняла, что в ней такого особенного. С «Шакалом» сложилась противоположная ситуация: я категорически не хотела ее приобретать, но все-таки поддалась на уговоры сына и в принципе осталась довольна. Возможно, что сейчас мы бы не стали ее покупать, а сделали сами — например, как описано тут, тут или тут. Так было бы даже интереснее.
«Шакал: Подземелье» изначально никак не связана с «Шакалом», это российская локализация простой семейной игры «Gold Mine». Не уверена, что мысль объединить две игры в одну серию была удачной. Тем не менее, я давно хотела заполучить «Gold Mine» в коллекцию и очень порадовалась выходу локализации. У нас она для того случая, когда хочется сыграть во что-то ненапряжное.
Вместо послесловия
Еще интересные материалы по теме:
Отличная статья о кооперативных играх;
Впечатления от игры в Wings of War с ребенком.
Добавить комментарий